четверг, 19 декабря 2013 г.

"Белы анёл з чорнымi крыламi" Республиканского театра белорусской драматургии

«Белы анёл з чорнымi крыламi» Республиканского театра белорусской драматургии – это мои очередные грабли. Причём на этих граблях вырезана надпись «Не очаровывайся, чтобы потом не разочаровываться». Я так рвалась попасть на РТБД-шные спектакли, о которых знала из самых разных источников. И наконец-то у меня появилась такая возможность. Я предвкушала эстетический оргазм и душевное потрясение. Хотела потрясение? На, получай!



В принципе, я глубоко уверена в том, что у спектакля, как у любого продукта, есть срок годности. По истечении этого времени, проект нужно утилизировать, чтобы никто им не отравился. «Белы анёл з чорнымi крыламi» РТБД надо было сдать на переработку уже давно. Вообще, рецензировать этот спектакль – это то же самое, что оценивать наскальную живопись по всем параметрам искусствоведения. В 2006 году, быть может, сие действо выглядело свежо, актуально и новаторски, но в 2013 мне было смешно и грустно одновременно смотреть на затёртые декорации, нелепые костюмы а-ля «кружок самодеятельности при местном заводе» и трагедию, превратившуюся в фарс. Я смею предположить, что господа артисты (поправочка: господа и дамы) 7 лет назад демонстрировали зрителям актёрскую игру, а не потуги на творчество, которые не посчастливилось увидеть мне. Простите, но иначе как халтурой спектакль «Белы анёл з чорнымi крыламi» образца 2013 года назвать нельзя.


Я уже молчу про то, что мифического «подключения» не приключилось. А приключилась горечь за вроде бы неплохую труппу и достаточно статусный театр. Я понимаю, что репертуарный спектакль призван служить в угоду публике. Но, господа, публика – это не австралопитеки! Пусть в вашем зале и не так много зрителей с большим театральным багажом, пускай к вам приводят целые классы и забредают парочки, которым до театра и дела нет, лишь бы было где посидеть рядом и подержаться за руки, но вы же называетесь АРТИСТАМИ! А у меня было чёткое чувство, что передо мной фрезеровщики, которые оттачивают деталь-роль по строго прописанной много лет назад схеме. И ни шага влево, ни шага вправо – а то можно лишиться пальцев. Так и исполнители главных ролей боялись выпасть из зоны комфорта, которую они обустроили за годы проигрывания этого спектакля.
Сцена из спектакля.
Даже не хочется отдельно анализировать актёрские работы. Плохо было всё. Редкие проблески того, что с натяжкой можно назвать «я вам верю» мгновенно терялись в кромешной мгле театральной безысходности. Правда, один момент заслуживает восхищения: это же просто верх мастерства, когда слёзы брызжут из глаз ни с того ни с сего! На лице артистки нет переживания за свою горькую судьбинушку, но вдруг, кульминационный момент монолога, её глаза увлажняются и одинокая слеза течёт по щеке, размазывая грим. Вот она – высшая ступень школы представления! Хочешь слезу –на слезу. Не важно, что эмоциональных предпосылок для этого видно не было. Но всё-таки я подозреваю, что завтруппой РТБД хранит у себя в маленьком сейфике коробочку со слезоточивым веществом, которое выдаёт артистам по граммам перед выходом на сцену. Слуги Мельпомены мажут им запястья – и вуаля! В нужный момент стоит лишь поднести руку к носу, как слёзы льются пуще воды в Ниагарском водопаде.

Говорить о режиссёрской работе Венедикта Расстриженкова вряд ли стоит подробно. Его метод называется «Зачем изобретать велосипед?» Классическое решение сценического пространства со многими сменами места действия. Всё. Я думаю, что именно это и осталось от трудов Венедикта семилетней давности. «Белы анёл з чорнымi крыламi» РТБД вряд ли идентичен его образцу года премьеры. Ну да ладно.
Сцена из спектакля.
 Нелепость костюмов я уже упоминала, халтурную игру, дряхлость и несовременность декорации тоже… Ах, да. А слона-то я и не заметил! Приступим к основе основ – литературному материалу. Да простят меня все театральные театралы, но, если всё творчество Дианы Балыко похоже на «Белого ангела с чёрным крыльями», то слова на этом заканчиваются. Потому что стыдно пользоваться тем же способом коммуникации, который избрала для своего «писательства» автор. Даже мало-мальски разбирающийся в литературе человек понимает, что в каждом произведении может быть ограниченное число проблем. Лучше всего, чтобы проблема вообще была одна, но достойная внимания. Но, когда за 2 часа 20 минут мне пытались одновременно рассказать о СПИДе, изменах, абортах, отношениях между родителями и детьми, одинокой старости, поисках себя, невостребованности творчества, проблемных отношениях между детьми в семье, гомосексуализме и убийстве ХОМЯКА, то, простите, комментировать эту феерию можно только с использованием звука «пи-и-и-и» или вот этого знака «*». Жуть, безысходность и мракобесие какое-то. Если это и есть современная белорусская драматургия, то от осознания этого факта жить, а тем более ходить в театр, хочется всё меньше.
Сцена из спектакля.
P.S. А зрителям понравилось. Стоя аплодировали (впрочем, у нас всегда аплодируют стоя), цветы дарили. А мне их жаль, потому что они, несчастные, думают, что «Белы анёл з чорнымi крыламi» РТБД – это и есть театр. А театр не такой, он хороший, поверьте, я с ним знакома.
P.S.S. Фотографии старые и некачественные, иных найти не удалось. На фотографиях присутствуют артисты из второго состава спектакля. 
Бонус «Эпические фразы, вызывавшие одобрительный смех в зрительном зале»:

  1. «Дзяýчынка так баялася – спаднiца не памялася»
  2. «Хамяк – гэта гатычна»
  3. «Шары зальём»
  4. Гурток «Спасцяжэнне Бога праз сэкс»
  5. «Набухацца ý ружовыя соплi»
  6. «Грошай быццам кот наплакаý, а праблем як бегемот накакаý»
За орфографию ответственность с себя снимаю, как сняли её с себя артисты, коверкая белорусский язык.

1 комментарий:

  1. За бонус отдельное спасибо! Посмеялась от души!
    Хотя, тут скорее плакать нужно, очень-очень жаль беларуский театр.

    ОтветитьУдалить