«Белы
анёл з чорнымi
крыламi»
Республиканского театра белорусской драматургии – это мои очередные грабли.
Причём на этих граблях вырезана надпись «Не очаровывайся, чтобы потом не
разочаровываться». Я так рвалась попасть на РТБД-шные спектакли, о которых знала
из самых разных источников. И наконец-то у меня появилась такая возможность. Я предвкушала эстетический оргазм и душевное потрясение. Хотела потрясение? На,
получай!
В принципе, я глубоко уверена в том, что у спектакля, как у
любого продукта, есть срок годности. По истечении этого времени, проект нужно
утилизировать, чтобы никто им не отравился. «Белы анёл з чорнымi крыламi» РТБД надо было сдать на переработку
уже давно. Вообще, рецензировать этот спектакль – это то же самое, что
оценивать наскальную живопись по всем параметрам искусствоведения. В 2006 году,
быть может, сие действо выглядело свежо, актуально и новаторски, но в 2013 мне
было смешно и грустно одновременно смотреть на затёртые декорации, нелепые
костюмы а-ля «кружок самодеятельности при местном заводе» и трагедию,
превратившуюся в фарс. Я смею предположить, что господа артисты (поправочка:
господа и дамы) 7 лет назад демонстрировали зрителям актёрскую игру, а не
потуги на творчество, которые не посчастливилось увидеть мне. Простите, но
иначе как халтурой спектакль «Белы анёл з чорнымi крыламi» образца 2013 года назвать нельзя.
Я уже молчу про то, что мифического «подключения» не
приключилось. А приключилась горечь за вроде бы неплохую труппу и достаточно
статусный театр. Я понимаю, что репертуарный спектакль призван служить в угоду
публике. Но, господа, публика – это не австралопитеки! Пусть в вашем зале и не
так много зрителей с большим театральным багажом, пускай к вам приводят целые классы
и забредают парочки, которым до театра и дела нет, лишь бы было где посидеть
рядом и подержаться за руки, но вы же называетесь АРТИСТАМИ! А у меня было
чёткое чувство, что передо мной фрезеровщики, которые оттачивают деталь-роль по
строго прописанной много лет назад схеме. И ни шага влево, ни шага вправо – а
то можно лишиться пальцев. Так и исполнители главных ролей боялись выпасть из
зоны комфорта, которую они обустроили за годы проигрывания этого спектакля.
![]() |
Сцена из спектакля. |
Даже не хочется отдельно анализировать актёрские работы.
Плохо было всё. Редкие проблески того, что с натяжкой можно назвать «я вам
верю» мгновенно терялись в кромешной мгле театральной безысходности. Правда,
один момент заслуживает восхищения: это же просто верх мастерства, когда слёзы
брызжут из глаз ни с того ни с сего! На лице артистки нет переживания за свою
горькую судьбинушку, но вдруг, кульминационный момент монолога, её глаза
увлажняются и одинокая слеза течёт по щеке, размазывая грим. Вот она – высшая
ступень школы представления! Хочешь слезу –на слезу. Не важно, что
эмоциональных предпосылок для этого видно не было. Но всё-таки я подозреваю,
что завтруппой РТБД хранит у себя в маленьком сейфике коробочку со слезоточивым
веществом, которое выдаёт артистам по граммам перед выходом на сцену. Слуги
Мельпомены мажут им запястья – и вуаля! В нужный момент стоит лишь поднести
руку к носу, как слёзы льются пуще воды в Ниагарском водопаде.
Говорить о режиссёрской работе Венедикта Расстриженкова вряд
ли стоит подробно. Его метод называется «Зачем изобретать велосипед?»
Классическое решение сценического пространства со многими сменами места
действия. Всё. Я думаю, что именно это и осталось от трудов Венедикта
семилетней давности. «Белы анёл з чорнымi крыламi»
РТБД вряд ли идентичен его образцу года премьеры. Ну да ладно.
![]() |
Сцена из спектакля. |
Нелепость костюмов я уже упоминала, халтурную игру, дряхлость
и несовременность декорации тоже… Ах, да. А слона-то я и не заметил! Приступим
к основе основ – литературному материалу. Да простят меня все театральные
театралы, но, если всё творчество Дианы Балыко похоже на «Белого ангела с
чёрным крыльями», то слова на этом заканчиваются. Потому что стыдно
пользоваться тем же способом коммуникации, который избрала для своего
«писательства» автор. Даже мало-мальски разбирающийся в литературе человек
понимает, что в каждом произведении может быть ограниченное число проблем.
Лучше всего, чтобы проблема вообще была одна, но достойная внимания. Но, когда
за 2 часа 20 минут мне пытались одновременно рассказать о СПИДе, изменах,
абортах, отношениях между родителями и детьми, одинокой старости, поисках себя,
невостребованности творчества, проблемных отношениях между детьми в семье,
гомосексуализме и убийстве ХОМЯКА, то, простите, комментировать эту феерию
можно только с использованием звука «пи-и-и-и» или вот этого знака «*». Жуть,
безысходность и мракобесие какое-то. Если это и есть современная белорусская
драматургия, то от осознания этого факта жить, а тем более ходить в театр,
хочется всё меньше.
![]() |
Сцена из спектакля. |
P.S. А зрителям понравилось.
Стоя аплодировали (впрочем, у нас всегда аплодируют стоя), цветы дарили. А мне
их жаль, потому что они, несчастные, думают, что «Белы анёл з чорнымi крыламi» РТБД – это и есть театр. А театр не
такой, он хороший, поверьте, я с ним знакома.
P.S.S. Фотографии старые и некачественные, иных найти не удалось. На фотографиях присутствуют артисты из второго состава спектакля.
P.S.S. Фотографии старые и некачественные, иных найти не удалось. На фотографиях присутствуют артисты из второго состава спектакля.
Бонус «Эпические фразы, вызывавшие одобрительный смех в
зрительном зале»:
- «Дзяýчынка так баялася –
спаднiца не
памялася»
- «Хамяк – гэта гатычна»
- «Шары зальём»
- Гурток «Спасцяжэнне Бога
праз сэкс»
- «Набухацца ý ружовыя соплi»
- «Грошай быццам кот наплакаý,
а праблем як бегемот накакаý»
За орфографию ответственность с себя снимаю, как сняли её с
себя артисты, коверкая белорусский язык.
За бонус отдельное спасибо! Посмеялась от души!
ОтветитьУдалитьХотя, тут скорее плакать нужно, очень-очень жаль беларуский театр.