Сто раз клялась сама себе, что буду делать заметки о
прекрасностях окружающего мира. И сто и один раз нарушала клятву. К чему это я
веду? Мне наконец-то посчастливилось увидеть спектакль, о котором хочется
писать и говорить хорошее!
«Похороните меня за плинтусом» Национального
государственного академического драматического театра имени Якуба Коласа (г.
Витебск, Беларусь). На этом спектакле я была 2 (!) месяца назад. И сегодня
решила: раз уж воздействие его на мою голову и сердце оказалось таким сильным,
что не выветрилось за это время из сознания, то надо успеть зафиксировать
воспоминания в письменном виде. Итак, начнём.
 |
Сцена из спектакля "Похороните меня за плинтусом" реж. В. Анисенко |
Литературную основу спектаклю я знаю неплохо, читала повесть
Санаева. Даже смотрела её экранизацию. Видела
«Сволочную любовь» Русского
драматического театра Литвы, поставленную по нашумевшей книге приёмного сына
Ролана Быкова. Тогда, я помню, спектакль запомнился нестандартным режиссёрским
решением действия и яркой исполнительницей роли бабушки, точнее, её агрессивной
и правдивой игрой.
 |
Обложка повести Павла Санаева |
 |
Сцена из спектакля "Сволочная любовь" |
В колосовский театр я вошла, как вы уже поняли,
подготовленной и преисполненной здорового скепсиса. Ведь мне было с чем
сравнить витебский спектакль. Пожалуй, излишне говорить о том, что беларуский
вариант «Похороните меня за плинтусом» отличается от литовского по многим
аспектам. Главное отличие заключается в акценте на центральном персонаже.
Литовцы рассказывали зрителям о мальчике Саше, а в Витебске на первый план
вывели образ бабушки. Спектакль Валерия Анисенко получился более зрелым и
глубоким, чем работа Агнюса Янкявичюса.
 |
Сцена из спектакля "Похороните меня за плинтусом" |
Минимализм в оформлении сценического пространства усиливает
эмоциональное воздействие. Как будто, всё лишнее, весь хлам сгребли в охапку и
выбросили прочь, и осталась звенящая, пронзительная пустота.
Всё материальное
на сцене – куски белого пластика. Даже посуду и другие предметы быта заменяют
острые осколки. Весь мир бабушки Саши состоит из осколков воспоминаний,
кусочков сожаления и мозаики противоречивых чувств и эмоций. Но всё-таки
остроугольный реквизит – наиболее подходящая метафора несчастливой судьбы
пожилой женщины, разбитых надежд её молодости.
 |
Бабушка, дедушка и внук. Сцена из спектакля "Похороните меня за плинтусом" |
Повесть Санаева многогранна и событийно насыщенна. Создатели
спектакля максимально полно иллюстрируют историю странной семьи, некоторые
моменты, правда, оставляя за кадром. В отдельных эпизодах рассказать историю
помогает
мультимедийная проекция на самый большой из осколков. Саша Савельев
(арт. Роман Соловьёв) говорит о важных для него вещах, а за его спиной
возникают детские рисунки, иллюстрирующие слова мальчика.
 |
Режиссёр Валерий Анисенко репетирует с артистами |
Хоть спектакль и создан в холодных серо-голубых тонах,
Валерию Даниловичу Анисенко и артистам удалось создать трогательную историю. Ведь
за бронёй грубости и безразличия порой скрывается самое хрупкое и трогательное
сердце. Нездоровая, странная любовь бабушки мальчика,
блестяще сыгранной
артисткой Тамарой Скворцовой, становится практически осязаемой в финале. На
зрителя понимание её характера накатывает как цунами. Ты вдруг осознаёшь, что
морально терзая близких, эта несчастная женщина страдает сама в сто раз
сильнее. И у неё так и не получилось вырваться из страшного круга непонятости.
 |
Сцена из спектакля "Похороните меня за плинтусом" |
Актёрский состав спектакля вообще неплох. Это настоящий
ансамбль, где каждый находится на своём месте. Правда, мой чуткий театральный
слух немного резало исполнение партий дедушки артистом Валентином Цветковым. На
фоне других исполнителей ролей он порой звучал довольно явственно фальшиво.
 |
Драматический момент. Сцена из спектакля |
Я считаю, что спектакль всё же удался. Документальных
подтверждений этому не требуется. Потому что я видела лучшее доказательство из
всех известных театру – слёзы в глазах и на лицах зрителей.
Светлая грусть
летала над рядами. Пусть никто её не видел, но каждый ощутил.
 |
Финал спектакля "Похороните меня за плинтусом" |
Комментариев нет:
Отправить комментарий