Книги о войне всегда были в списке моих предпочтений. Мы, выросшие на далёких отголосках Великой Отечественной, услышав слово "война", сразу вспоминаем о партизанах, гестапо, концлагерях. В нас всыпали, вливали и вдалбливали эти слова уже с первой ступени образования. Моя голова оказалась заполнена не опилками, а благодатной почва, и слова эти прижились, вызывая щемящую грусть и неприятие любой жестокости. И как-то вдруг, уже став взрослой, я обнаружила, что война - это не только те далёкие и много раз переписанные события. Война - это чья-то реальность в моё время! Книга Анны Политковской "Вторая чеченская" - отличная встряска для избалованного Интернетом и всевозможными благами сознания.
![]() |
Обложка книги |
Это не лёгкое чтение для уютного вечера под пледом. Она не разольётся в вас тёплой негой. Скорее, станет комом в горле. Здесь много фактов, много имён, которые прочесть славянскому глазу сложно, не говоря уже о том, чтобы славянскому языку произнести безошибочно вслух. Книга Политковской - это самоотверженная попытка выцарапать из сытого гражданина его совесть. Невозможно представить, как то, о чём пишет эта женщина, может быть правдой. Обстрелы, блокады, вооруженные нападения, изнасилования, голод, отчаяние, смерть - это ЕЖЕДНЕВНАЯ жизнь героев Политковской. Почему-то считается, что повторять слова "Война - это плохо, это неправильно, этого не должно быть!" бессмысленно. Мол, и так все это знают. Так почему тогда бесследно исчезают люди? Почему раненые умирают в холодных дырявых больницах без медикаментов? Почему нормальная жизнь - это не норма жизни этих несчастных?
![]() |
Неравнодушный Человек Анна Политковская |
Бессильная ярость душит, когда читаешь каждую главу. Непонимание и неприятие политических игр, в которых живые люди всего лишь расходный материал, даже не пешки.
Эту книгу должны прочесть не только взрослые, но и подростки. Пускай в ней слишком много по-настоящему страшных моментов. "Вторая чеченская" - прекрасное лекарство от нацизма. Прочитавший её обладатель более-менее действующего мозга никогда больше не посмотрит презрительно в сторону гастарбайтера и не скривится, шипя что-нибудь из серии "Понаехали, черно*опые. Россия для русских!" Анна Политковская доступно объясняет, почему жители Чечни и прилегающих регионов искали и будут искать прибежища в Златоглавой. Потому что Москва по-прежнему остаётся столицей их родины - Советского Союза, могучего и сильного. И пусть сейчас Союз - это фантом, для них он остаётся символов Отечества, в котором все равны. И мне не понятно, почему в чьи-то выбритые головы эта мысль никак не доберётся...
![]() |
Иллюстрация из книги "Вторая чеченская" |
Отрывок из книги:
Мы знали друг друга часов пять. Может, шесть.
А говорили, словно роднее не бывает. Как спустя лет тридцать счастливого брака. Короткими фразами, и ничего не требовалось разжевывать, и все мы понимали с полуслова и полудвижения…
– Знаешь, я уже не могу сильно расстроиться от того, например, что нет денег.
– И я. Или что муж ушел…
– А твой муж ушел?
– Ушел.
– Ерунда.
– Ерунда.
Это уже глубокая ночь и не кафе. Мы говорим в холле одной владикавказской гостиницы, где не оказалось мест за те деньги, которые у нас остались.
– И когда ушел?
– В начале войны. Пил-гулял-прожигал, а потом ушел. Но это такие мелочи по сравнению…
– По сравнению с чем? – проверяет все-таки.
– Сам знаешь.
– Знаю. С жизнью и смертью.
– И я благодарна войне, на которую случайно попала и так же случайно застряла, потому что знаю теперь, как быть выше ерунды. Война – отвратительная вещь, но она вычистила меня от всего ненужного и отсекла лишнее. Мне ли быть не благодарной судьбе?
Миронов молчит. Он согласен. Но о себе в ответ не распространяется. И незачем. Все понятно без слов. Мы – люди одной крови, нам влили ее на войне, и она бродит в нас, как гормоны, и слишком часто заводит нас в никуда, в темную комнату без дверей, и, когда в самый последний миг все-таки отпускает, мы понимаем, до чего же одиноки и обречены искать по миру себе подобных, которые знают о жизни то, что большинство не прочувствует никогда. Быть может, мы и хотели бы поделиться с остальными этой своей тайной, но мир, никто ничего не желает знать, никому нет до этого дела.
![]() |
Иллюстрация из книги "Вторая чеченская" |
Глава "Грозненские молодожёны Виктория и Александр"
–Босяк ты, Сашка! Ну, босяк… – мило воркует‑приговаривает
Вика, пытаясь куда‑то дотянуться своей выкрученной рукой. Сзади – темный проем,
напоминающий открытый холодильник.
Наконец нащупала то, что хотела, и тянется к Сашке‑босяку:
–Вот тебе расческа. Все‑таки мы должны как люди… Пригладь
локоны.
Мы виделись накануне вечером. За прошедшую ночь в их окошке
– еще два пулевых «ранения». Впрочем, оба не обращают никакого внимания на эти
предательские дырки: место действия – Грозный. Это значит, люди тут живут ко
всему привычные.
– Стреляли… – говорят равнодушно, стилизуясь под старое
известное кино. – Помните «Белое солнце пустыни»?
– Помню, конечно. Его по телевизору часто повторяют.
– Это у вас. У нас люди телевизор не смотрят, и часто
спрашиваешь: «Помнишь такой‑то фильм?» А человек отвечает: «Не помню».
«Стреляли…» И тут же смеются, и ласкаются – настоящие
молодожены: одухотворенные недавней ночью и полностью свободные от любого
«вчера», каким бы оно ни было. Наука жить сиюминутным счастьем освоена этой
парой виртуозно. И действительно, ведь это еще не скоро, часа через три,
наступит грозненский день, и тогда навалятся проблемы: что поесть, где достать
воду, – и придет злость, и обида, и осознание клетки, в которую загнан судьбой,
и, в конце концов, ближе часам к трем даст о себе знать хроническое отсутствие
обеда…
Но пока – завтрак. Грозненский завтрак военного времени.
Жидкий чай – вода, хоть и перекипяченная несколько раз, но чем‑то пахнет.
–Лучше делать вид, что у нас все, как у остальных по
стране, – говорит Вика, потягивая горячую жидкость, гордо именуемую
«утренним чаем». – Иначе сойдешь с ума.
–И не вспоминать, что, кроме чая, в доме ничего? –
полуспрашивает‑полуутверждает Саша.
–Ты на что намекаешь? – кокетливо косит глазом
Вика. – Что я плохая хозяйка? А?
Вика и Саша – грозненские молодожены. Из городка Иванова –
так называется один из грозненских микрорайонов, где нет улиц, а лишь номера
домов.
Официально они – Александр Георгиевич и Виктория
Александровна Джура. Вступили в законный брак 6 апреля 2001 года – несколько
месяцев назад.
–Вика, все, хватит ерунды! Читай же! – приказывает
причесавшийся «босяк», выпив чая.
Минуты две Вика кокетничает, «строит глазки» мужу,
напустившему на себя суровость. На третьей минуте игры, как только Саша
реагирует на «глазки», Вика опять куда‑то в сторону запускает руку и достает
тетрадь, прошедшую с ней всю войну.
…Понять – поймешь.
Почувствовать – не сможешь:
Чужая боль – горька, но не болит.
До самоистязания, до дрожи
Сознание того, что инвалид…
Вот и сидишь, подкошенный кузнечик.
Пройдешь пять метров – и опять садись…
И только ветер обнимает плечи,
Но все равно душа стремится ввысь.
Как больно насмехается природа,
Какое испытание в судьбе, ‑
Когда идешь походкою урода,
И взоры все прикованы к тебе.
–Ну, вот, заголосила… – прерывает Вику Саша. – А что‑нибудь
веселенькое есть?
Однако видно, что мужу именно это стихотворение очень
нравится. Он просто не хочет казаться слабым при гостях.
Саша и Вика – инвалиды первой группы. С детства. В десять
лет Вику сбил мотоцикл, и все, что с ней сейчас, – последствия тяжелейшей
черепно‑мозговой травмы. А Саша просто родился таким. Их опорно‑двигательные
аппараты на пару бастуют. Бывают, конечно, светлые дни – особенно у Вики,
которая еще кое‑как передвигается. Но большую часть долгих месяцев оба проводят
на площади в два с половиной квадратных метра, на кухоньке в уцелевшем первом
этаже их «пятиэтажки» (наверху – сгоревшие и разбомбленные квартиры), сидя за
столом, стоящим у окна, через которое пролетают пули.
![]() |
Виктория и Александр |
А во след слова:
– Бедная, несчастная. –
Кругом голова,
Но я – безучастная.
А во след – смешки:
– Посмотри, как ходит!…
– Говорят, стишки
Сочиняет вроде…
И опять – босиком по лезвию.
Не озлобиться.
Не отчаяться –
И в невзгодах жизнь продолжается.
Год за годом – как речка быстрая.
Плакать – просто. Труднее – выстоять.
Вика Джура – поэтесса. Это ее главное занятие в жизни.
Теперь помимо Сашки, конечно. Она пишет стихи в старых школьных тетрадках –
своих и чужих, много работает над словом, часто переписывает. И поэтому очень
плохо спит по ночам.
–Как и полагается поэту, – добавляет Саша.
–Представьте, – подхватывает Вика, – когда вчера
стреляли нам в окно, то я как раз крепко заснула. Потому что вечером получилась
одна строчка. Вот и не проснулась, хотя трусиха – ужасная.
–Трусиха? Но почему не уходите отсюда? Как вы все пережили?
–Тогда мы уже были вместе, просто еще не расписались, –
рассказывает Саша. – Сидели тут, в подвал не спускались – не было
физической возможности. Я был спокоен, готов к смерти. А вот Вика очень кричала
в самые страшные моменты. Так и переживали. Так и переживаем.
Он замолкает. Я уговариваю продолжать. Но Саша отрицательно
машет головой – не хочет.
–Пусть Вика просто почитает. У нее есть удачные стихи о
войне.
Вика уже не строит никаких «глазок» и сразу читает:
Девять вечера. Зима.
Школьный двор молчит.
Посмотри: луна сама
С нами говорит.
Полнолунья яркий свет
– Будто сходят сны…
Будто не было и нет
Горя и войны.
Мы перекидываемся парой незначащих фраз. Это как глоток
воздуха между нырками на глубину. И опять – стихи о войне вокруг:
Что происходит?
Происходит – что?
Как спится вам,
приказы отдающим?
Ведь достается больше –
здесь живущим
От тех – и тех.
Неведомо за что…
Одним – нужна свобода позарез.
Другим же – наведение порядка.
И вот – бомбят…
Вика загрустила… Молчит, поглаживая «ночные» дырки в оконном
стекле.
Но на то и муж, чтобы грусть женину разгонять. Это Сашина
твердая позиция. И он начинает «лечить» свою любимую поэтессу.
–Думаете, Вика – такая? Ничего подобного! Она – настоящая
хулиганка. Это при гостях выделывается. Знаешь, давай про печень…
– Ну нет. Она же из Москвы, ей нужно о войне –
серьезное.
– Опять ломаешься?
– Ладно! Надоел! – Но «надоел» – тоже с любовью.
Заявила как‑то Печень:
– Вы мне давите на плечи!
Мне теперь угодно
Жить от всех свободно!…
– Тут подпрыгнула Ступня:
– Правильно! Брависсимо!
Заявляю, что и я
Буду независима!…
Хватит мной руководить
–Буду я сама ходить!
И девчонка‑Селезенка
Запищала тонко‑тонко:
– Надоел мне ваш паштет
– Дайте суверенитет!…
От такого беспорядка
Организм пришел к упадку.
…
Ощетинились Микробы:
– Мы – ребята высшей пробы!
Мы теперь главнее всех!
Хаос – это наш успех!
Вика довольна произведенным на Сашку впечатлением – тот
заливается смехом.
Осознать и слепить эти осколки (жесточайшая война, пятый и
все еще «медовый» месяц, глубокая инвалидность, поэзия) в единое целое мне
очень трудно. Слишком все несоединимо и неправдоподобно. Мне надо отменить
многие свои представления о действительности, разворачивающейся перед глазами,
стереть обретенный за войну опыт – и только тогда получится планета по имени
«Джура».
Ведь как все получилось, как мы познакомились? Я шла по
грозненской улице, где спасу нет от руин, пожарищ и воронок. Настроение было
поганое. О чем думаешь в таком интерьере? О «зачистках» и минах, о типах
примененного оружия, об оторванных конечностях, о людях с безумными взглядами…
А тебе вдруг: «У нас тут хорошие стихи пишут! Давайте отведем – послушаете». И
ведут в очередную грозненскую преисподнюю, где жизнь, с позиций тривиального
мироощущения, даже не подразумевается, – и, пожалуйста, получаешь:
«Плакать – просто. Труднее – выстоять». И тут же следует доказательство жизни,
проживаемой по стихам.
– Вика не плакала в самые беспросветные бомбежки. Она
кричала: «Я не выдержу!» Пока кричала, я знал, что выдержит, –
подтверждает Сашка.
Всю отмеренную дорогу каждый из нас бегает от суетного по
направлению к настоящей жизни. Вон она – там, кажется, за поворотом. Ах, нет,
опять не повезло, и то был мираж. И ты сознаешь: копайся внутри,
обретешь… Но суета есть суета, и опять – бегом по кругу, за новыми, более
острыми, ощущениями, впечатлениями. И снова – поражение.
Здесь же, в разваленном, заживо гниющем Грозном, где вовне
ничего не найти, на чем глаз остановить, – кроме горя, собственного и
чужого, именно здесь жизнь может быть настоящей.
Пусть почти в пещере. Пусть на пятачке метр на метр– в
кухне, больше похожей на декорацию. Когда из холодильника достают почему‑то
расческу… В городке Иванова электричества нет уже несколько лет – холодильник
превратился в вертикально стоящий шкаф, пригодный разве что для хранения
расчесок.
Плита? Она тоже в семье наличествует. Правда, нет газа. И
поэтому кастрюли, на ней выстроенные, играют роль символов борьбы за лучшее
будущее: будет газ – будет пища не с уличного костра.
Мойка? Конечно! Какая же кухня без мойки. К сожалению, при
полном отсутствии воды в трубах.
И плафон над головой висит, но нет света!
А Вика, на радость Сашке, продолжает читать:
… Мы здесь еще. Пока что – уцелели.
Как говорится, «миловал Господь».
Иль просто, может быть, не долетели
Снаряды, разрывающие плоть?…
Мы здесь живем без света и воды.
На бреге моря крови и беды…
– А можно еще одно?
– Конечно. – Вика снисходительна ко мне тоже.
… Мы взываем: будьте к нам бережны –
Мы в заложниках у безденежья.
Точно пленники безысходности…
А снаряды в воздухе кружатся.
Куда целится тот осколочек?…
… Пробирает волной до косточек!
Лечь бы спать, чтоб как в реку броситься, ‑
И проснуться, когда все кончится!…
Мне стыдно плакать в их присутствии. И я не плачу. И не
знаю, как выразить свои чувства, – все мелко по сравнению с их жизнью. Как
на этой грозненской кухне – бутафорское: плита, холодильник, краны… Все, кроме
чувств. А на московских кухнях сегодня все настоящее: плита, газ, вода из крана
– и горячая, и холодная. Все. Кроме чувств. Они – точно бутафорские. Слишком
сытно едим – для страны, в которой так долго идет война.
… – Все‑таки босяк ты, Сашка! – Вика чуть
сердится. – Утро ведь только. Сколько раз тебе говорить: не кури натощак.
Вредно!
– Не могу я, Викуля! С семи лет курю.
– С семи? Вы слышите? Знала бы, не пошла за тебя… А
дальше – ее смех. Заливистый, утренний, свежий.
Ничем дневным еще не испорченный. И Сашкин вечно
подтрунивающий басок.
Немного о послевкусии – о том, что, покидая чей‑то дом, ты
обязательно чувствуешь: хочешь или нет еще раз в нем оказаться. Я – хочу.
Сидеть в теплой компашке с этими двумя людьми. И чувствовать жизнь, от них
исходящую, – несмотря на особую апатию войны, поражающую всякого, кто
здесь находится, – законную вялость от того, что рядом было столько трупов
и смертей, что мертвые до сих пор лежат не захороненные, быть может, в двух или
трех шагах от тебя. Это и есть обаяние преодоления, доступное немногим из
людей. Или – настоящая жизнь в декорациях войны. Когда твои беды на фоне
их счастливых улыбок – тьфу на постном масле. Придуманный суетный пшик.
Комментариев нет:
Отправить комментарий